Харбин — город переселенцев

История ХарбинаГеографическое положение Китая напоминает своеобразную изоляцию от окружающего мира. С юго-востока страна надежно защищена горной системой Гималаев, с севера-востока к ней подступает пустыня Гоби, от которой Китай пытается отгородиться «зеленой стеной»; юго-западные земли омывают воды Тихого океана, а с севера Китай резко обрывается заснеженной пустыней  –  это обитель провинции Хэйлунцзян.

Бескрайние равнины, суровые горные пики и повсюду белоснежный хрустящий снег – это визитная карточка и главная сокровищница северного Китая с крупнейшим бриллиантом – городом Харбин.

Исторические корни Харбина

Харбинский вокзал
Город обязан своему появлению проекту  КВЖД. До 1896 года это была рыбацкая деревушка, хранившая в своих землях память о некогда обитавших здесь чжурчжэньских предках.

Китайско-Восточная железная дорога за 96 лет своего существования успела сменить два названия и прийти к окончательному варианту  –  Харбинская железная дорога.

Российская Империя видела огромный стратегический и военный потенциал в развитии Транссибирской магистрали, особенно на Дальнем Востоке. В 1896 году Россия заключила тайный союз с Китаем и приступила к реализации проекта. КВЖД пережила японскую войну, нападки сепаратистов; контроль над ней переходил из рук в руки, пока русские не продали её китайцам, отказавшись от планов колонизировать Маньчжурию.

Русский Харбин

Указатель
Прокладкой путей и строительством железнодорожных станций занимались русские архитекторы, инженеры, рабочие, приезжающие в деревушку со своими семьями. За ними последовали учителя, врачи и торговцы, так как маленькое поселение начинало приобретать черты промышленного города.

В 1904 году Харбин на время превратился в  военную базу для русской армии, но уже через шесть лет он стал функционировать как полноценный город, население которого составляло более 70 тысяч человек.

Преимущество было за русской и китайской национальностью, однако немалое количество переселенцев представляли русские евреи. Они прибывали на новую родину тысячами. Трудно сказать, что побудило их переправиться через воды Амура – коммерция или страх за свою жизнь из-за погромов в Восточной Европе, – доподлинно известно лишь то, что евреи пользовались всеми социальными, экономическими и политическими правами, которых были лишены в Царской России.

После февральской революции в город Харбин хлынул первый поток беженцев. Между 30-ыми и 40-ыми годами город принял новый поток эмигрантов, спасавшихся от разгула фашисткой армии. Харбин был светом в конце тоннеля для десяток тысяч людей, стекавшихся сюда из разных концов Европы.

Здесь образовалась самая большая русская община за пределами России.

Русский язык стал средством общения для всех горожан и эмигрантов, его преподавали в школах, использовали при переговорах с китайскими партнерами. Даже еврейские газеты выпускались на русском языке.

Церковь в ХарбинеВлияние русской культуры до сих пор угадывается в архитектуре современного Харбина. Достаточно зайти в одну из хорошо сохранившихся православных церквей, чтобы на время забыть о том, что вы находитесь на территории КНР.

Архитектурное наследие отступает перед засильем европейских железобетонных конструкций и оседает в музеях, старых кварталах, до которых не добрался технологический прогресс. Но русский Харбин  –  это не только здания. Его незримое присутствие ощущается в воздухе, находит отражение в ментальности, в лицах потомков, передается с общим духом и колоритом города.

Развитие столицы Хэйлунцзян

Эмигранты из 33 европейских стран активно содействовали экономическому росту Харбина. В короткий срок он достиг невиданного процветания, превратившись в главный промышленный центр региона.

Для потребительского сектора работают заводы и фабрики, производящие табачные изделия, кожаные товары, мыло. После 1950 года увеличилось производство горного и металлургического оборудования, сельскохозяйственной техники, газовых и паровых турбин, котлов, генераторов. Именно Харбин снабжает оборудованием Дакинское месторождение нефти. Сельскохозяйственной отрасль сконцентрирована на выращивании сои, сахарной свеклы, пшеницы, кукурузы (маиса), льна, маньчжурского просо.

Ежегодные сельскохозяйственные ярмарки поспособствовали укреплению китайско-российских отношений, а также внешним отношениям с Восточной Европой.

Побочным эффектом индустриализации стало увеличение потребления природных ресурсов, что незамедлительно сказалось на экологии окружающей среды. Если количество технологических катастроф можно уменьшить строгим контролем над процессом производства, то предотвратить стихийные бедствия практически невозможно.

Так, в 1957 году из-за паводков уровень воды притока Амура поднялся до критической отметки, затопив южный берег. На борьбу со стихией вышел весь город, а в помощь ему жители из города-побратима (Благовещенск). В память об этом событии был возведен памятник, ознаменовавший собой непоколебимую смелость защитников Харбина.

Дороги ХарбинаСтолица Хэйлунцзян является региональным перекрестком наземного, воздушного и наводного транспорта. Плотная сеть автомобильных магистралей опутала близлежащие города вплоть до окрестностей Дацина и горнолыжного центра Ябули. Основные железнодорожные линии, как щупальца осьминога, протянулись в Далянь, Владивосток, Читу.

Аэропорт принимает внутренние и международные рейсы, а суда совершают паломничество по реке в Хабаровск и обратно.

Посеянные первыми переселенцами семена качественной системы образования взошли многочисленными высшими учебными заведениями, среди которых особое положение занимает Харбинский технологический институт.

Зимний фестиваль снега и льда, летний музыкальный фестиваль и другие достопримечательности Харбина каждый год притягивают к себе тысячи туристов из самых отдаленных стран и континентов.

Сейчас в Харбине насчитывается свыше 10 миллионов жителей, разделенных на множество этнических групп: ханьцы, маньчужрцы, хуэй, русские.

Грандиозная история зарождения, становления и развития города доказала неоспоримую, величайшую ценность межкультурного и межэтнического содружества народов. И хотя Харбин достаточно молодой город по китайским меркам, интенсивная динамика его развития позволяет предполагать, что он являет собой прообраз городов будущего.